Посольство Российской Федерации в Республике Молдова
(+373 22) 23-49-42
(+373 22) 23-49-43
/График работы: 9:00‑18:00 / понедельник‑пятница
ru mo
13 января / 2023

О выходе России из Совета Европы

На протяжении 26 лет Россия являлась членом Совета Европы (СЕ). Рассматривая СЕ как потенциальную гуманитарно-правовую опору «Большой Европы» от Тихого океана до Атлантики, наша страна присоединилась к 68 советоевропейским конвенциям и протоколам.

Вместе с тем в последние годы СЕ превратился в дисфункциональную структуру. Входящие в состав организации западные страны (члены ЕС и НАТО) злоупотребляют своим большинством для продвижения политических взглядов и неолиберальных ценностей. Россия и Белоруссия, поддерживая объединительную повестку, которая прописана в Уставе Совета, игнорировались. Двойные стандарты и блоковое мышление стран коллективного Запада лишали данное объединение здравого смысла, пути России и СЕ расходились.

Перелом наступил с началом Специальной военной операции России на Украине. В развязанную Западом антироссийскую кампанию включилось все руководство СЕ: Генеральный секретарь, председатели Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) и Конгресса местных и региональных властей (КМРВСЕ), а также власти Италии на правах председательства в Комитете министров СЕ (КМСЕ).

25 февраля 2022 г. на внеочередном заседании КМСЕ было принято решение CM/Del/Dec(2022)1426ter/2.3 о приостановке права представительства России в уставных органах СЕ: нашу страну лишили возможности работать в КМСЕ, ПАСЕ, КМРВСЕ и их подотчетных структурах.

15 марта 2022 г. на внеочередной сессии ПАСЕ одобрено заключение 300(2022) «Последствия агрессии Российской Федерации против Украины» с призывом к КМСЕ предложить России выйти из СЕ, а в случае отказа - определить дату прекращения членства. Наращивалось давление и по линии других страсбургских структур.

Утверждения западников о ее «исключении» из СЕ не должны вводить в заблуждение. Россия покинула Организацию по собственной воле. Оставаться в СЕ в дискриминационных условиях наша страна не могла. 15 марта 2022 г. письмом Министра иностранных дел С.В.Лаврова на имя Генерального секретаря СЕ М.Пейчинович-Бурич российская сторона уведомила о выходе из Организации по ст. 7 Устава (регулирует порядок добровольного прекращения членства), а также о намерении денонсировать Европейскую конвенцию по правам человека (ЕКПЧ) в соответствии со ст. 58. В письме подчеркивалось, что «вся ответственность за последствия этого шага для общего гуманитарно-правового пространства на континенте лежит на тех, кто сознательно нагнетал напряженность и превращал организацию в инструмент решения своих геополитических задач».

Однако КМСЕ в спешке на следующий же день принял, сославшись на ст. 8 Устава, резолюцию CM/Res(2022)2 о немедленном прекращении членства России в СЕ с 16 марта 2022 г. При этом были грубо нарушены ст. 7 и ст. 8 Устава: КМСЕ сначала обязан предложить государству покинуть Организацию самостоятельно и только в случае отказа вправе исключить его принудительно.

Россия остается стороной 44 договоров СЕ, открытых для государств- нечленов. Однако антироссийские радикалы добиваются ее исключения из этих конвенций или хотя бы ограничения ее полномочий в их руководящих и мониторинговых органах. Резолюция КМСЕ от 23 марта 2022 г. открыла для этого путь. 30 июня 2022 г. КМСЕ рекомендовал конвенционным органам этих договоров проработать вопрос о модальностях дальнейшего участия в них России. При этом предложено идти по пути ограничения прав нашей страны.

1 июня 2022 г. КМСЕ исключил Россию и Белоруссию из органов, связанных с Европейской культурной конвенцией (руководящих комитетов по образованию; по культуре, наследию и ландшафту; по делам молодежи; Молодежного консультативного совета и Совместного комитета по молодежи), а также приостановил права представительства нашей страны (как наблюдателя) в Комиссии Европейской фармакопеи. 13 июля 2022 г. КМСЕ прекратил участие России и Белоруссии в работе Спецкомитета по взаимодействию с ВАДА. 29 сентября права России ограничены в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, 15-16 ноября - в Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, 16-18 ноября - в Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, 29 ноября - в Конвенции о предупреждении терроризма, 6-7 декабря - в Конвенции о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

Российская позиция неоднократно доводилась до Страсбурга и стран СЕ. Наша страна готова продолжать участие в конвенциях, но исключительно на равноправной основе, исходя из своих приоритетов и интересов. На любые попытки ограничить наши полномочия в этих договорах или использовать их в ущерб российским интересам последует надлежащая реакция - вплоть до их денонсации.

Прекращение членства в СЕ не окажет неблагоприятного влияния на ситуацию с защитой прав человека в нашей стране. Россия привержена своим международным обязательствам по целому ряду заключенных в рамках ООН универсальных договоров в этой области. Конституция Российской Федерации гарантирует более широкий объем прав, чем ЕКПЧ. Положения ратифицированных ранее конвенций СЕ инкорпорированы в отечественное законодательство.

Источник: www.mid.ru